Т. М. Потемкина, М. Г. Гусаков

Для изучения идеологических представлений древних обществ огромное значение имеют места отправления культов. К числу наиболее ранних и уникальных культовых мест, исследованных на территории СССР, относится святилище эпохи энеолита Савин-1 в лесостепном Зауралье (М. П. Вохменцев, Т. М. Потемкина, 1982–1986 гг.) 

Памятник находится в 50 км к северу от г. Кургана в районе широкой (5-6 км) поймы р. Тобол на песчаном возвышении (останце) высотой около 2 м, длиной 350 м, шириной 50–60 м, с которого хорошо обозреваются все окрестности. Возвышение окружено заболоченной старицей, узкий проход имеется только с восточной стороны. 

На площади основного раскопа I (1104 кв. м), занимающего наиболее возвышенную северо-западную оконечность гривы, выявлено сооружение из двух примыкающих друг к другу колец с внутренним диаметром 14–16 м, образованных рвом (канавой) в форме восьмерки. Ширина рва 0,9–1,8 м, глубина 0,6–0,8 м. Внутрь каждого кольца с восточной стороны ведут проходы шириной 1–3 м. По дну рва прослежены ямы округлой и овальной формы, оставленные в большинстве своем столбами и расположенные с интервалом 0,8–2 м. Всего к кольцевых канавах обнаружено 45 ям. Ямы от столбовых конструкций обнаружены также на центральной площадке каждого круга (9 и 11), которые расположены в пределах углублений близкой к прямоугольной форме размером 7-8 х 6–6,5 м, глубиной 0,3–0,8 м, 43 ямы, в основном столбовые, выявлены вдоль внешней стороны кольцевых рвов на расстоянии от 1,5 до 10 м, расположенных с интервалом 1,5–10 м. Дно и стенки ям во многих случаях сильно прокалены, в заполнении их – углистый слой, угли, пятна прокала, охры, керамика, кремневые орудия.

У края и в верхнем заполнении большинства ям, расположенных в кольцевых рвах и центральных углублениях, находятся мощные скопления костей животных, которые залегают, как правило, на углистом и прокаленном слое. В скоплениях – в беспорядочном состоянии все кости скелетов животных, большинство которых расколоты. Кости принадлежат в основном лошади и косуле, реже – лосю, в единичных случаях – кабану, медведю, волку (определение В. П. Данильченко). Подсчет минимального количества особей видов животных, взятых с учетом только костей из скоплений, дает следующую картину: лошадь – 92 особи, косуля – 64, лось – 9, кабан – 8, медведь – 2, волк – 1. 

В скоплениях костей животных встречена подавляющая часть развалов сосудов, керамики, каменных орудий, cpeди которых более 50 % принадлежит скребкам (около 300 экз.); 35 % составляют скобели, ножи, наконечники стрел (около 200 экз.). Весьма значительно число отходов кремневой индустрии (около 800 экз.). 

В центре первого круга, во рву второго и за его пределами обнаружено три погребения (6 захоронений). Антропологические данные (определение Г. И. Рыкушиной) свидетельствуют о неоднородности расового состава. 

 Планировка и характер исследованных сооружений, практическое отсутствие культурных остатков за пределами кольцевых канав и ям исключает интерпретацию памятника как поселения и предполагает наличие здесь культового места. Предварительная датировка памятника – середина, вторая половина III тыс. до н. э. 

При археологической реконструкции святилища Савин-1 были привлечены некоторые данные астрономии, в частности ее разделы, связанные с ориентацией светил солнца, луны и т. д. В археологической практике до сего дня встречено не так много объектов, в которых с такой четкостью отразились два способа ориентирования светил при постройке святилища. Заметим, что первый способ ориентирования и установки маркировочных мет заключается в следующем: меты ставятся за центральным столбом (маркировочный столб (камень) стоит на линии светило – центральный столб – мета). Второй способ установки основан на том, что маркировочные меты ставятся по линии светило – маркировочная мета – центральный столб. Святилище Савин-1 состоит из двух соединенных между собой кругов, в плане напоминает восьмеркообразную фигуру, положенную по линии СЗ – ЮВ. 

Круг I (северо-западный участок святилища). Центральный столб находится в западной части котлована, помещения, от него на равном расстоянии (8 м) по северной половине круга расположены 15 столбовых ям. Одинаковое расстояние между ямами дает основание думать, что установка их была связана с фиксацией изменений в положении Луны, после захода солнца, от молодого месяца до фазы полнолуния (первый способ установки маркировочных мет). Возможно, что эта часть святилища одновременно могла быть использована для определения времени в сутках, т. е. могла служить солнечными часами. Пять столбовых ям в юго-восточной части круга I являлись дополнительными метами при определении закатов высокой луны и полуденной линии, определяющей направление север-юг. 

Круг II (юго-восточный участок святилища). Маркировочные меты в этой части святилища поставлены вторым способом, между светилом и центральным столбом. Причем, установка их шла в два этапа. Семь столбов на расстоянии 6 м от центрального столба и 12 столбов на расстоянии 9 м. Все 18 столбов повторяют ту же систему. 

Пока еще рано делать окончательные выводы на основании небольшого числа полно раскопанных святилищ (в данном случае Савин-1) о их роли в регуляции жизни древнего человека.


Впервые опубликовано: Потемкина, Т. М. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья (по материалам раскопок святилища Савин) / Т. М. Потемкина, М. Г. Гусаков // Религиозные представления в первобытном обществе : тезисы докладов. – Москва, 1987. – С. 153–157