В. С. Мосин

Среди многочисленных памятников каменного века Зауралья – стоянок и поселений, выделяется несколько необычных объектов, которые исследователи с большей или меньшей долей вероятности относят к культовым: различного рода святилищам, археоастрономическим сооружениям и т. п. Для разных эпох – от палеолита до энеолита они имеют различающиеся формы воплощения, различное содержание и смысл. В целом святилища – это объекты, почитаемые людьми, в которых совершались ритуальные действия, например, в честь духов местности, умерших предков или покровителей общины. Отправление культов (поклонение, молитвы и т. п.) обычно связано с той или иной сферой жизнедеятельности человека и требовало учитывать специфику ритуала и его направленность. 

Самыми ранними в нашем регионе являются палеолитические пещерные святилища с настенной живописью: Каповая (Шульган-Таш) и Игнатиевская (Ямазы-Таш), их возраст от 16 до 13 тыс. лет назад. Культурный слой, обнаруженный в пещерах, получил название «слой посещения». От поселенческого его отличает присутствие многочисленных частиц угля от факелов и светильников, кусочков охры, украшений и костей животных. Своеобразные черты археологических остатков в этих пещерах могут свидетельствовать о том, что люди верхнего палеолита не жили здесь постоянно, а лишь приходили сюда для совершения определенных обрядов, а живопись пещеры являлась составной частью древнего святилища. 

Рисунки в Каповой и Игнатиевской пещерах размещены в глубине и созданы с целью проведения обрядовых церемоний. Вероятно, основным являлся обряд инициаций – посвящения, перехода человека из одного состояния в другое, например, подростка в мужское звание. В пещерной живописи были заключены и основные сюжеты первобытной мифологии. Композиции Большого зала Игнатиевской пещеры и Зала рисунков Каповой пещеры в основном связаны с охотничьей темой – это рисунки различных животных и знаки, похожие на стрелы и копья, загонные изгороди и ловушки. Зал Хаоса в Каповой пещере и Дальний зал в Игнатиевской, вероятно, были главными в проведении обрядов, и в их рисунках, вероятно, отражены мифы о сотворении мира (Петрин, 1992; Щелинский, 2016, с. 4–40).

Общество конца палеолита представляется уже довольно развитым социальным организмом, в котором обряды посвящения – инициации играли важную стабилизирующую роль. Структуру общества определяло половозрастное разделение труда, и целью обряда было ознакомление молодого человека с природным и социальным содержанием культуры общества, включение его в действующую систему отношений и представлений. Пещера представляла собой модель мира, с этим связано многообразие различных тем и сюжетов, отраженных в живописи. Существование южноуральского центра пещерной живописи свидетельствует о стабильности связей многочисленных коллективов охотников, единстве их мировосприятия, что и является основным условием функционирования каждого отдельного общества. 

Еще одним типом пещерного святилища эпохи палеолита является святилище, посвященное культу медведя в пещере Заповедная, расположенной в горной части Южного Урала в Белорецком районе Башкирии (Котов, 2012, с. 15–25). Культурный слой, обнаруженный в пещере, имеет возраст около 13 тыс. лет назад. На полу пещеры изначально было обнаружено около сотни черепов пещерного медведя и огромное количество костей. Ритуальный комплекс в пещере Заповедная демонстрирует сложность обрядов, связанных с почитанием пещерного медведя и его черепов. Наиболее значимыми чертами этих обрядов является поклонение древних людей черепам пещерного медведя и самой пещере как входу в Нижний мир, где «обитает» хозяин этого потустороннего мира.

Кардинальные изменения, которые начали происходить в природе на рубеже плейстоцена и голоцена около 12 тысяч лет назад, коснулись не только материальной основы жизни людей. Исчезает «мамонтовая фауна», на месте открытых пространств тундростепи начинают формироваться привычные для нас ландшафты – леса, покрывающие горы, разнообразная в разных местах лесостепь, реки занимают свои современные русла, появляются зеркала знакомых нам озер. Изменения происходят не только в материальной культуре, которую приходится приводить в соответствие с новыми природными условиями, кардинально изменяется и само общество, и его мировоззрение. Глубокое, темное пространство пещер, где раньше проводили обряды инициации, теперь представляется так же, как и глубина рек и озер потусторонним миром, куда уходят умершие. Появляются и новые обряды, которые должны стать помощниками в жизни охотников.

Уникальное святилище Камень Дыроватый, связанное с проведением охотничьих обрядов населением Зауралья в мезолите – энеолите, было изучено Ю. Б. Сериковым на реке Чусовой (Сериков, 2000). Километровой длины скала заканчивается отвесным монолитом высотой до 60 м. Здесь, на высоте 20 м, и находится святилище с историей в более чем десять тысяч лет. Если смотреть на пещеру с противоположного берега или с реки, то на скале как будто бы можно рассмотреть лицо «хозяина-духа». Хорошо различимы глаза в углубленных участках скалы и нос в виде выступа. Сама пещера напоминает открытый в крике рот, а остатки колонн в ней, как зубы. Какого-либо выхода на поверхность на вершине скалы не обнаружено, а от вершины до пещеры 40 м по вертикали. «Попасть» в пещеру можно было только вместе со стрелой, выпущенной из лука, часть найденных там предметов, вероятно, были привязанными к древкам стрел. 

Наконечники, которых больше 20 тысяч, очень разнообразны: вкладышевые наконечники из кости, относящиеся к эпохе мезолита, а также наконечники на пластинах и двусторонне обработанные, изготовленные из кремня и яшмы и бытовавшие у зауральского населения в неолите и энеолите. В процессе обследования пещеры были обнаружены наконечники, воткнувшиеся в стены. Угол залегания наконечников показывает, что стрельба происходила с разных направлений: и сверху по течению, и снизу, и с середины реки напротив пещеры, и с противоположного берега, и даже от подножия скалы. По имеющимся фактам можно предполагать, что здесь в течение нескольких тысяч лет проводился охотничий обряд стрельбы из лука в пещеру с целью жертвоприношения украшений, костей животных, самих наконечников стрел или посланий богам и духам. 

Знаковое для неолита Зауралья святилище Кокшаровский холм расположено в лесной зоне Среднего Зауралья, на берегу Юрьинского озера. Долгие годы исследовался А. Ф. Шориным (Шорин, 2007, с. 30–42). Кокшаровский холм представляет собой искусственное земляное сооружение диаметром около 40 м, высотой более 1 м в южной и около 3,5 м в северной части. Автор исследований считает Кокшаровский холм святилищем высокого ранга. В центре Юрьинского поселения для обрядовых действий была создана возвышенная площадка, которая подсыпалась не менее трех раз в течение неолита. Затем территорию холма отделили от пространства Юрьинского поселения двумя рвами.

В насыпанных слоях холма были зафиксированы остатки 15 деревянных объектов размерами 2×2 м и 5×5 м, высотой не менее 1 м, которые представляли собой огороженное канавками четырехугольное пространство. В канавках был обнаружен уголь от сгоревших жердей, из которых, вероятно, были сложены стены. Как предполагает исследователь памятника, возможно, это были деревянные «домики для духов», подобные таковым у хантов и манси. Рядом или внутри некоторых из них отмечены конструкции меньших размеров: 55×30, 80×55 см. Внутри или рядом с некоторыми из таких построек найдены перевернутые вверх дном сосуды. Обнаруженные следы мощных кострищ свидетельствуют, что после проведения обрядов на площадке деревянные конструкции сжигались. О культовом характере холма свидетельствуют и необычные находки: сверленая орнаментированная каменная булава в виде стилизованной головы животного, тальковые стержни с насечками, глиняная головка уточки, керамические «пряслица» и диски, обломок обушковой части сланцевого шлифованого ножа серповидной формы, оформленный в виде головки птицы, глиняные предметы сферической и биконической формы, обычно орнаментированные, глиняные «утюжки», свыше 60 сосудов с зооморфными налепами и др. В слоях святилища представлена посуда всех культурных традиций неолита Зауралья: кошкинская, козловская, боборыкинская, полуденная. 

В Зауралье изучено несколько энеолитических святилищ, которые отличаются от «холмов» периода неолита. Самым восточным является святилище Велижаны 2, расположенное на левом берегу р. Иска, на высоте 8 метров над уровнем воды. Памятник открыт В. Т. Галкиным и полностью исследован Л. А. Дрябиной с 1989 по 1996 годы. Общая площадь святилища составляет 800 кв. метров. Основная часть святилища представляет собой два круга, образованных рвами. В центре круга располагается площадка круглой формы диаметром 9,2 м. Середину этой площадки занимала яма глубиной 1,5 м, дно которой было заполнено крупными обломками сосудов, охрой, угольками. На расстоянии 0,2 и 1,4 метра к северо-западу от этой ямы фиксировались два кострища на разных глубинах, то есть огонь здесь разжигался в разные периоды. Центральную площадку окружал ров общим диаметром 18-19 м, отстоящий от центрального столба на 7,5–8 м. Во рву фиксируются ямки, на дне которых лежали обломки сосудов, возле ямок стояли сосуды, часть которых перевернута вверх дном. В северо-западной части рва располагалось сооружение, представляющее собой яму шириной 2,5 м в центре, глубиной до 2,2 м. Северо-западную часть ямы занимает кострище от сгоревшего столба. Яму заполняло до 19 слоев, состоящих из темно-серой супеси с угольками, черного слоя сгоревшего дерева, охры, обломков сосудов, в том числе с охрой. По всей видимости, сооружение представляло собой помост, который устанавливался на столбах, расположенных по краям ямы. На помост ставили сосуды с жертвенной пищей, напитками, охрой. Сооружение возводилось, по-видимому, заново во время каждого ритуала. После обряда оно сжигалось и засыпалось песком. Неординарность комплекса, регулярность расположения столбовых ямок позволили предположить его ритуальный характер, а также возможность астрономического статуса (Дрябина, 1995, с. 240–248).

Наиболее изученным в лесостепном Зауралье является святилище Савин-1, расположенное в Курганской области на правом берегу реки Тобол. Памятник занимает песчаную гриву, возвышающуюся над окружающей местностью, был найден в 1982 году, исследовался в 1983–1986 годах М. П. Вохменцевым и Т. М. Потемкиной (Потемкина, 2001, с. 166–256; Вохменцев, 2016). В результате раскопок были обнаружены остатки сооружения, в плане похожего на восьмерку. Кольца, соединенные между собой, образованы канавами шириной от одного до двух метров и глубиной порой больше метра. В канавах оставлены разрывы для проходов внутрь с запада и востока. Диаметр колец – 16–18 м. В центре верхнего по течению кольца находилось углубление размерами 6 х 8 м, на дне которого был обнаружен значительный слой костей животных, а также фрагменты керамических сосудов и изделия из камня и кости. В канавках, создающих кольца, а также внутри них зафиксировано более ста ямок, как для установки столбов, так и для совершения обрядов. В таких ямках находились кости, керамика и орудия из камня. В пределах сооружений также обнаружены два погребения, в одномиз которых захоронено сразу три человека, один над другим. Погребенные (двое взрослых мужчин и девушка лет 16-ти) относились к разным расовым типам – восточно-средиземноморские европеоиды и североазиатский монголоид. В результате раскопок были найдены развалы и фрагменты керамики от сосудов, изделия из камня и кости, всего 7162 предмета. Самой многочисленной среди находок является керамика – 5400 экз. Изделий из камня – 1750 экз., изделий из кости – 12 экз., также костные останки лошади, косули, лося, кабана, медведя и волка. Т. М. Потемкина в 1997 году исследовала святилище с целью выявления основных астрономических ориентиров и пришла к очень интересным и важным выводам (Потемкина, 2014, с. 50–89). Кроме того, была выполнена графическая реконструкция святилища, как археоастрономического объекта.

Время функционирования святилища Савин на настоящий момент определяется по четырем имеющимся радиоуглеродным датам, две из которых – 3758±80 (SPb-884) и 3950±120 (SPb-883) получены по костям лошади и две по остаткам органики в керамике – 4000±200 (SPb-549) и 4530±200 (SPb-548). Нужно признать, что три первые даты в современной радиоуглеродной шкале выглядят очень поздними и в Зауралье соответствуют раннебронзовому времени. Наиболее приемлемой является дата – 4530±200 (SPb-548), которая соответствует многочисленным датам с памятников второй половины энеолитического времени в Зауралье и Северном Казахстане (поселение Ботай). В калиброванном значении это вторая половина IV – начало III тыс. до н. э. Близкую дату – 4330±120 (SPb-540) имеет и святилище Слободчики 1. 

Таким образом, святилище Савин I функционировало в энеолитический период, который в Зауралье (в отличие от более южных регионов Средней Азии, где это уже эпоха металлов и производящего хозяйства), характеризует заключительный этап каменного века. Основными орудиями, как и в эпоху неолита, остаются орудия из кремнистых пород камня, хотя их ассортимент и технология изготовления существенно расширяются. Основой системы жизнеобеспечения населения лесостепного Притоболья являлись охота и рыболовство. Объектами охоты были лошадь, лось, медведь, благородный олень, косуля, барсук, куница и выдра, а также водоплавающая дичь. Рыболовство реконструируется по встречающимся среди артефактов наборам грузил различных форм и остаткам костейи чешуи рыб. Важными отраслями экономики являлись кожевенное производство и деревообработка. Торфяниковые памятники Зауралья дают нам представление о деревянных и костяных орудиях, которые не сохраняются на обычных стоянках и поселениях. В основном использовали сосну, ель, березу, иногда осину. Деревянная посуда представлена ложками, ковшиками, блюдами, берестяными туесками и т. д. Орудия рыболовства представлены поплавками из сосновой коры, трубчатыми поплавками из бересты, грузилами-кибасами. Деревянные скульптуры изображали лосей, гусей, уток, лебедей. Меняющиеся природные условия дали начало понижению уровня воды в реках лесостепного Притоболья, более совершенная система жизнеобеспечения способствовала увеличению населения энеолитических поселков и их существенному расширению – от 700-900 кв. м в неолите – до 2000 кв. м в энеолите. Соответственно менялась и духовная культура – появляются новые объекты, связанные как с обрядовой деятельностью, так, вероятно, и с астрономическими наблюдениями. 

Недалеко от этого святилища, всего в 800 м, было найдено еще одно, которое получило название Слободчики 1. Святилище открыто в 1991 году, в 1994 году произведены раскопки (Вохменцев, 2016). Памятник находится на правом берегу Тобола в пойме, на мысу около старицы. При раскопках были зафиксированы остатки древних сооружений: канава, образующая круг диаметром около 14 метров, а внутри круга – котлован размером 7 х 8 м, углубленный на 0,6 м. В южной части канавы обнаружен разрыв, образующий проход в круг. В пределах котлована функционировали очаги диаметром 20 см и 80 см. В котловане и в канаве встречены скопления костей животных: лося, кабана, медведя, лошади, косули лисы и др., а также единичные кости человека, много костей рыбы. Артефакты, обнаруженные на святилище, в основном, представлены фрагментами керамики и немногочисленными каменными орудиями. Анализ полученных материалов позволил авторам исследований предположить, что святилища Савин-1 и Слободчики 1 функционировали одновременно, но, вероятно, на них проводились различные по назначению обряды. 

Приведенный выше краткий обзор культовых объектов каменного века Зауралья позволяет сделать некоторые выводы. В позднем палеолите пещерные святилища с наскальной живописью служили нетолько местом проведения обряда инициаций, но и были объединительным центром для всего населения этого времени Урала и Зауралья. Анализируя каменный инвентарь и особенно сырье, из которого он был изготовлен, можно сделать вывод о том, что в мезолитическое время святилище Камень Дыроватый было местом проведения охотничьих обрядов населения разных регионов Урала и Зауралья. 

Очень важный вывод можно сделать при анализе артефактов и, особенно керамических коллекций Кокшаровского холма, а именно, что Кокшаровский холм являлся местом, где собиралось для проведения обрядов неолитическое население всего Зауралья, и что принципиально важно, это были носители различных культурных традиций. 

Основной конструктивной особенностью архитектуры энеолитических круглоплановых святилищ Притоболья являлись столбы, которые были ориентированы на значимые астрономические направления, связанные с восходами и заходами солнца в дни равноденствий и солнцестояний, и к которым были приурочены наиболее мощные скопления находок и следов кострищ. Возможно, некоторые из них могли иметь чисто ритуальное значение – идолов или жертвенных столбов. 

Очень интересен состав керамических сосудов, которые были оставлены на святилище Савин-1. По способу лепки и, особенно, по технике нанесения узоров на поверхности и самим мотивам орнаментации можно сказать, что эта посуда изготавливалась людьми, принадлежащими к коллективам с различными родовыми традициями, проживавшим на обширной территории Урала, Притоболья и Западной Сибири. По всем имеющимся признакам святилище Савин-1 служило местом проведения обрядов соседних общин и объединяло на этой пограничной между ними территории родственные коллективы населения Урало-Сибирского региона. 

Таким образом, население восточного склона Урала и Зауралья в различные периоды каменного века занимало территорию, охватывающую несколько ландшафтных зон: лесостепную, горно-лесную и южную часть равнинной лесной, которые являлись жизненным пространством для зауральского населения и составляли основу единого социокультурного пространства (Мосин, 2016, с. 19–27). Условные границы существования зауральских традиций оттеняются культурным фоном населения с отличными «незауральскими» традициями, характеризующими «другую» идентичность, зафиксированную на сопредельных территориях. Единство населения зауральского социокультурного пространства подчеркивается существованием упомянутых здесь святилищ, одной, если не главной функцией которых, было объединение социумов Урала и Зауралья от палеолита до энеолита. 

Главной целью науки является получение нового знания, но является ли это и конечной целью? Думаю, что нет. Еще одной очень важной задачей, а иногда и обязанностью ученых является популяризация и внедрение новых знаний в образование. Иначе, на людей молодого поколения обрушивается целый поток современного мифотворчества, искажающий историческую правду: о единой мифологии населения Южного Урала от палеолита до современности, о цивилизации энеолита, создавшей геоглиф «Лось» (который оказался следами от квадроцикла), стране городов в эпоху бронзы и т. п. Поэтому продолжение полномасштабных исследований и намеченная популяризация святилища Савин-1, чему и посвящено настоящее издание, является очень важной составляющей современной науки и образования.


Библиографический список 

1 Вохменцев, М. П. Памятники неолита, энеолита и ранней бронзы в лесостепном Притоболье / М. П. Вохменцев. – Челябинск : ЦИКР Рифей, 2016. 

2 Дрябина, Л. А. Энеолитическое святилище Велижаны 2 под Тюменью / Л. А. Дрябина // Словцовские чтения-1995 : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень : ТОКМ, 1995. – С. 37-38. 

3 Котов, В. Г. Палеолитическое святилище в пещере Заповедная на Южном Урале / В. Г. Котов // РА. – 2012. – № 2. – С. 15–25. 

4 Кауров, Э. Н. К вопросу о состоянии археоастрономии в России (по материалам «круглого стола» «Археоастрономия и археология: проблемы взаимодействия»), Москва, 1994 / Э. Н. Кауров, Т. М. Потемкина. // РА. – № 3. – 1995. – С. 240–248 

5 Мосин, В. С. Социокультурное пространство в позднем каменном веке / В. С. Мосин // Вестник Пермского университета, 2016. История. – Вып. 1 (32). – С. 19–27. 

6 Петрин, В. Т. Палеолитическое святилище в Игнатиевской пещере на Южном Урале / В. Т. Петрин. – Новосибирск, 1992. 

7 Потемкина, Т. М. Энеолитические круглоплановые святилища Зауралья в системе сходных культур и моделей степной Евразии / Т. М. Потемкина // Мировоззрение древнего населения Евразии. – Москва, 2001. – С. 166–256. 

8 Потемкина, Т. М. Святилища энеолита и бронзового века Западной Сибири, как источник астрономических знаний и космологических представлений в древности / Т. М. Потемкина // Archaeoastronomy and Ancient Technologies. – 2014. – № 2(1). – С. 50–89. 

9 Сериков, Ю. Б. Палеолит и мезолит Среднего Зауралья / Ю. Б. Сериков. – Нижний Тагил, 2000. 

10 Щелинский, В. Е. Палеолитическое святилище в пещере Шульган-Таш / В. Е. Щелинский // Каповой (Башкортостан): настенные рисунки и археологические свидетельства // Древние святилища: археология, ритуал, мифология : материалы международного научного симпозиума. – Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. – С. 4–40. 

11 Шорин, А. Ф. История и некоторые итоги изучения Кокшаровского холма / А. Ф. Шорин // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т. М. Потемкиной). – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. – С. 30–42