Warning: ftp_nlist() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 438

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_nlist() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 438

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_nlist() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 438

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_nlist() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 438

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_mkdir() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 580

Warning: ftp_nlist() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 438

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Warning: ftp_pwd() expects parameter 1 to be resource, null given in /home/users/k/kurganpro/domains/savin.kurgan.pro/wp-admin/includes/class-wp-filesystem-ftpext.php on line 230

Т. М. Потемкина, Институт археологии РАН, Москва

Археоастрономия (синонимы – астроархеология, палеоастрономия) – междисциплинарное научное направление, изучающее астрономические знания древних и традиционных (архаических) обществ. 

Археоастрономические исследования позволяют реконструировать многие важные стороны древних мировоззренческих систем – основные модели мира, представления о душе и жизненном круговороте, равно как природно-хозяйственные циклы, социальную стратификацию древних коллективов, пространственную и временную организацию поселенческих и ритуальных комплексов, тесно связанных с уровнем понимания структуры Вселенной и основным смыслом существования Природы. 

Принципы построения научного исследования в археоастрономии сводятся к фиксации предмета поиска, постановке проблемы, определению задачи методов исследования и интерпретации полученных материалов. При выявлении и классификации археоастрономических объектов, в том числе и на Южном Урале, намечается две их разновидности. 

1 Объекты, свидетельствующие об обычном интересе к небу, небесным телам и явлениям и их циклическому проявлению. К их числу в рассматриваемом регионе могут быть отнесены: 

— некоторые рисунки в пещерах (Игнатьевская пещера эпохи верхнего палеолита – Петрин, 1992; Ларичев, 1999, с. 57–68, рис. 810); 

— наскальные писаницы, наиболее ранние из которых датируются эпохой неолита-энеолита (IV–III тыс. до н. э.), где наряду с животными, птицами, антропоморфными существами, различными знаками предметом изображения являлись солнце, луна, небесный свод и другие космические символы (Чернецов, 1971, с. 59-60, 69-70, рис. 42, 43, 49. 51; Культовые памятники 2004. с. 302-311, рис. 82, 84, 86, 89, 95, 96-Б); 

— орнаменты с космической символикой на некоторых бытовых и ритуальных сосудах, сакрально значимых предметах разных эпох (Potyomkina, 1998, р. 320. Fig. 7, 8; Потемкина, 2001, с. 175-177, рис. 4, 6, 9). 

Эти познания неба представляли собою констатацию простых наблюдаемых фактов, которые играли важную роль в зарождающейся духовной жизни пер. 

2 Объекты, которые свидетельствуют о конкретных астрономических знаниях и умениях их практического использования. При их изучении открываются факты, показывающие, что древние люди, начиная с неолита-энеолита (IV-III тыс. до н. э.), не только созерцали небо, но и отмечали и использовали в конкретных практических целях те или иные закономерности движения небесных тел. 

Свидетельством древних астрономических знаний на Южном Урале могут быть следующие археологические памятники: 

— круглоплановые святилища эпохи энеолита Савин-1, Слободчики 1, Велижаны 2, в основу пространственной и временной организации которых положена астрономическая ориентация, связанная со значимыми положениями солнца и луны (Потемкина, 1993, с. 85–94; 2001, с. 166–185; Potyomkina, 1998, р. 307–324; Потемкина, Юревич, 1998, с. 26–41; Вохменцев, 1994, с. 260; Дрябина, 1995, с. 37-38); 

— поселенческие комплексы с круговой архитектурой эпохи средней бронзы (Аркаим, Синташта и др.), относящиеся к синташтинской культуре – XVIIIXVI вв. до н. э. в рамках традиционной хронологии, или XXI-XVIII вв. до н. э. по калиброванным радиоуглеродным датам, планировка которых четко отражает представления их населения о горизонтальной модели Мира (Кириллов, Зданович Д., 2002, с. 158–161); 

— отдельные курганы в системе курганных могильников эпохи средней и поздней бронзы (синташтинская, алакульская культуры) с четко спланированным сакральным пространством, земляными и деревянными конструкциями, детали которых, как и размещение погребальных камер и находящихся в них захоронений, увязаны с конкретными значимыми астрономическими ориентирами в соответствии с существующими представлениями о Вселенной (Большой Синташтинский курган, курган 25 Большекараганского могильника; курган 1 могильника Чекатай) (Зданович Д., Кириллов, 2002, с. 11-36; Полякова О., 1999, с. 29-30; 2005, с. 24–35); 

— мегалитические памятники, архитектурные элементы которых фиксируют астрономически значимые направления и точки горизонта на небесной сфере: кромлехи эпохи поздней бронзы (черкаскульская культура) – Ахуново (Петров, 2002, с. 146–148); аллеи менгиров (всего одиннадцать), увязываемые с культурами поздней бронзы (срубная, алакульская) – Чека I, II, Черкасинская, Симбирская, и др. (Полякова Е., 2002, с. 49–56; 2004, с. 191–200; Петров, 2002, с. 114–126; Кириллов, 2002, с. 132–134); одиночные менгиры, в ряде случаев приуроченные к поселениям поздней бронзы (Полякова Е., 2002, с. 53–56; 2004, С. 198, 199); 

— курганы с «усами» раннего средневековья (V-VII вв. н. э.), известные на территории Центрального и Южного Казахстана (более 300) и Южного Зауралья (около 60), с четко выявленной значимой солнечной ориентацией, интерпретируемые как культово-ритуальные памятники, имеющие отношение к мифолого-мировоззренческим представлениям и календарной практике – Солончанка IX, Кондуровский, Городищенское IX и др., всего восемь курганов, исследованных на Южном Урале на предмет археоастрономического значения (Бекбасаров, 1998, с. 32–37; Любчанский, Таиров, 1999, с. 5–62; Зданович Д., Кириллов, 2002, с. 36–55). 

Все перечисленные выше виды археоастрономических объектов демонстрируют путь развития астрономической культуры в разные эпохи и отражают абстрактные представления о времени как координатах бытия, стремление древних сопоставлять во времени события на небе с теми, которые происходили в социуме. 

Данные археологические памятники свидетельствуют также, что изначально в истории социумов использовался метод наблюдения как один из способов проверки природных закономерностей. Повсеместно на всех видах памятников зафиксированы, как основные, наблюдения за наиболее значимыми положениями солнца и луны, связанными с их суточными и сезонными изменениями. В каждом из упомянутых памятников содержится по нескольку значимых астрономических направлений, имеющих отношение к экстремальным положениям солнца и луны на горизонте и прохождениям их через меридиан (кульминациям). Постепенное накопление наблюдаемых фактов привело к созданию методов предсказания будущего поведения небесных тел. Так обычный интерес к небу и наблюдения за его явлениями превратились в первые элементы зарождающейся астрономической науки. 

Бесспорные аналогии всем отмеченным южноуральским памятникам с астрономическим значением имеются на широкой территории Евразии, что свидетельствует о конвергентном развитии сходных астрономических знаний и соответствующих им представлений о Вселенной. 

При всем разнообразии видов археоастрономических объектов в процессе их исследования используются сходные методы, в основе которых лежит корреляция данных, полученных на междисциплинарном уровне. Исследование таких памятников требует привлечения не менее десяти научных дисциплин: археология, астрономия, история (письменные свидетельства), этнология, антропология, палеозоология, палеоботаника, функциональная семиотика, геодезия и др. При этом надо учитывать, что каждое из этих научных направлений будет иметь свою специфику исследований, включая методические и методологические подходы. Но на начальном этапе исследования в экспедиционных условиях максимально полно и четко должны учитываться данные, полученные методами археологии и астрометрических измерений. В дальнейшем успешные результаты могут быть получены только при использовании методов археоастрономии на всех этапах археологических исследований: в полевой практике; в кабинетных условиях при камеральной обработке материала; в процессе интерпретации и реконструкции исследуемых объектов. 

Перспективы археоастрономических исследований на Южном Урале видятся в комплексном междисциплинарном изучении объектов в отдельном микрорайоне, где уже известны и частично изучены археологические памятники с астрономическим значением разных эпох (Кизильский район). Такой проект должен включать в качестве основных следующие вопросы: 

— культурно-историческое содержание исследуемых объектов в рамках определенного историко-географического пространства; 

— типы памятников разных эпох с акцентом на особенности их планировки и ориентации конструктивных деталей; 

— причины их трансформации;

— общие и специфические элементы верований и совершаемой обрядности; 

— интерпретация знаковых систем, связанных с религиозными представлениями различных эпох, впоследствии сохранившихся в мифологии, фольклоре и верованиях различных народов урало-сибирского региона и сопредельных территорий; отличие и совпадение их кодов в наиболее существенном и сакральном. 

Таким образом, основой исследовательских методов в изучении археоастрономических объектов должен стать принцип «происхождение – традиция – реликт», который очерчивает обширную проблемную ситуацию. Итогом должна явиться реконструкция памятников, времени и этапов их функционирования, роли в социальной, религиозной и хозяйственной деятельности оставившего их населения.

Камеральная обработка материалов раскопок Савина-1 в лагере археологической экспедиции, 1985 г.