Т. М. Потемкина, Москва, ИА РАН

Какой порядок исчисления времени (календарь) следует предполагать у населения Урало-Западносибирского региона более четырех тысяч лет назад, если исходить из материалов раскопок святилища Савин и подобных ему памятников, позволяющих реконструировать уровень астрономических знаний того времени? Было установлено, что на Савине присутствуют астрономические ориентиры: шесть солнечных направлений – восходы и заходы в дни солнцестояний и равноденствий для широты святилища (55.4 с. ш.), крайние точки восходов высокой и низкой Луны, линия север-юг (см. Т. М. Потемкина, В. А. Юревич «Древнейшая «астрономическая обсерватория» на территории России» в настоящем сборнике). 

Исходя из наиболее значительного числа жертвоприношений у столбов, указывающих точки восходов и заходов Солнца в дни равноденствий, можно предполагать, что вторая половина марта и сентября являлись наиболее знаменательными датами в жизни людей, посещавших святилище. На это указывают и входные коридоры, ориентированные строго на восток и запад, возможно также используемые для визирования. 

Представляется, что более значимым для энеолитического населения Зауралья в районе нахождения святилища Савин, если исходить из основного хозяйственного занятия – охоты, являлось осеннее равноденствие. Это время начала массовой охоты на крупных животных, когда они набирают вес и подрастает молодняк, а биологическое состояние ряда животных (гон), являющихся основным объектом охоты, помогает более успешному ее проведению. 

Убедительные свидетельства в пользу высказанного тезиса имеются и в этноисторических исследованиях, особенно связанных с календарной системой народов Сибири. У угорских народов Обь-Иртышья (хантов и манси) год в большинстве случаев начинался осенью – с августа по сентябрь. Названия месяцев отражают тесно переплетающиеся в жизни людей ситуации – природно-климатические, астрономические, хозяйственные: «осенняя охота» – сентябрь, октябрь (ханты); «охоты на лося месяц» – октябрь (васюганские ханты); «промышлять маралов месяц» – сентябрь (алтайцы); «гон косули месяц» – сентябрь (шорцы); «низкого солнца месяц» – декабрь (васюганские ханты); «загон лося и оленя по насту месяц» – декабрь (манси); «косули месяц» – декабрь (шорцы) и т. п. (Ю. Б. Симченко, А. В. Смоляк, З. П. Соколова, 1993). Большинство этих наименований уходит в глубокое прошлое, являясь дополнительным подтверждением того, что древние элементы культуры соответствуют реалиям жизненных условий. 

Учитывая наличие на культовом месте Савин остатков подавляющей части жертвоприношений – следов совершаемых здесь обрядов – у столбов, ориентированных в восточном направлении на точки восхода Солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий (21 марта и 23 сентября), нельзя исключать и возможность деления года на два периода – теплый или летний (весенне-летний) и холодный или зимний (осенне-зимний) – как это известно у ряда народов Западной Сибири по этнографическим данным. Дважды в году – весной и осенью – отмечали начало года восточные ханты, сосьвинские манси, алтайцы. По всей вероятности, первоначальное деление года на две части и счет одного года за два были древнейшими у народов Сибири. 

Кроме солярных, на святилище Савин присутствуют и лунарные ориентиры, связанные с изменением крайних точек восходов и заходов Луны в ходе лунного цикла в 18.6 года. Вокруг столбовых ям, маркирующих эти точки, также имеются следы жертвоприношений, хотя и менее значительные, чем в направлении восходов Солнца. Среди находок имеются предметы, которые могут иметь отношение к фиксации фаз Луны и ее символике: костяная пластина, разделенная на четыре секции, в каждой из которых нанесен орнамент из семи крестиков (лунный календарь) (рисунок 1); сосуд с орнаментом, символизирующим модель святилища (Вселенной?) и, возможно, одновременно служивший календарем (рисунок 2); глиняные изделия, видимо обозначающие модели половинок Луны, символизирующие ее фазы и женское начало, в ряде случаев в положении in situ найдены в пятнах охры сложенными попарно выпуклыми сторонами наружу. 

Рисунок 1 – Святилище Савин. Костяная пластина
с насечками, найденная в центральном углублении
первого круга
Рисунок 2 – Святилище Савин. Развертка орнамента на
сосуде, обнаруженном в западном коридоре первого круга

Все эти данные свидетельствуют о том, что обряды, посвященные Солнцу и Луне, совершались в одни и те же дни (равноденствий и солнцестояний), но в разное время суток. Видимо, Солнце и Луна воспринимались в сознании энеолитического населения как наиболее значимые божества, но роль им отводилась разная. Солнце и Луна как бы всегда находились рядом, следовали друг за другом, как Небо и Земля, день и ночь, жизнь и смерть. У сибирских народов, как и у многих других, Солнце олицетворяло Верхний мир и мужское начало. Луна была символом земных недр, Нижнего мира, выступала как женское начало. То значение, которое придавалось точному знанию направления восхода Солнца в дни солнцестояний и равноденствий, а также положению Луны на небосклоне, объясняет причину возведения святилищ, подобных Савину. Смены времен года являлись определяющими факторами в повседневной жизни людей в древности, и их вычисление было исключительно важным делом. В то время астрономические наблюдения были религиозным ритуалом, формой служения божествам.

Весь облик святилища не оставляет сомнений в том, что оно являлось местом жертвоприношений, а многочисленные кострища и угольные прослойки – следы разведения ритуального огня. 

Привлечение данных этнографии народов Западной Сибири, в религиозных представлениях и фольклоре которых в пережиточной форме сохранилось многое из ритуалов и верований прошлых эпох, позволяет реконструировать и некоторые обряды, осознавая при этом, что реальная культовая практика была намного разнообразнее. Как и в древности, важнейшей частью обрядов, совершавшихся на святилищах манси, хантов и др., были кровавые жертвоприношения животных, преимущественно оленей и лошадей, с последующим развешиванием шкур с головами и конечностями; разведение огня, приобщение присутствующих к жертвенной пище и т. п. (Г. Новицкий, 1884). Очень интересной для нас деталью этих обрядов является обращение голов жертвенных животных и вывешивание шкур в сторону отправления молитв, т. е. на восход Солнца (Г. Ф. Миллер, 1791; Л. Костиков, 1930; Л. П. Потапов 1935).

Самой сильной, особенно в экстремальных условиях, связанных с выживанием общества, считалась человеческая жертва. На Савине ритуальное погребение из трех человек в направлении восхода Солнца в день зимнего солнцестояния обнаружено во рву второго круга. 

Наиболее значимым из всех божеств было верховное божество – покровитель Неба и Верхнего мира, обычно ассоциируемого с Солнцем. 

Археологические данные свидетельствуют об очень сходных обрядах, что можно объяснить лишь близостью мировоззренческих представлений, основанных на солярно-лунарных культах, трехчастной модели мира и т. п., и вытекающих из уровня и характера хозяйственной деятельности. Более всего в жертву приносились животные, которые являлись главным объектом охоты, источником пищи и жизни, такие, как лось, олень, лошадь и др., являющиеся основным источником существования. Эти животные сами обожествлялись, ассоциировались с Солнцем, становились космическими животными. 

По данным письменных источников и исследованию многочисленных святилищ различных эпох, можем предполагать, что на Савине жертвоприношения сопровождались магическими обрядами. Особенно близкие ассоциации с реконструируемыми ритуалами вызывают обряды манси, связанные с космогоническими представлениями (культом мирового дерева, Солнца, Луны). При жертвоприношениях божествам рубят березку, очищают от ветвей, на коре вырезают изображения духов и устанавливают на восход Солнца, призывая поклонами и словами небесного бога прилететь и опуститься на вершину установленного дерева. Жертвоприношения Солнцу и Луне манси совершают два раза в год – в декабре и в начале июля, что совпадает с днями зимнего и летнего солнцестояний (В. Н. Чернецов, 1947). 

Таким образом есть основания полагать, что люди, посещавшие Савин, имели уже оформившийся лунно-солнечный календарь, где месяц – основной естественный отрезок времени, дробился на недели и слагался в сезоны, полугодия или год. Отмечались годовой круг полного обращения Солнца, сезон, период обращения Луны. Видимо, каждый из них имел свое особое название и свой символ. Следует предполагать, что все ритуальные действия строго регламентировались особыми культовыми лицами (жрецами?), которые знали все отмеченные на святилище солярно-лунарные направления и могли предвидеть астрономические явления в этих направлениях, т. е. рассчитать календарь и планировать ритуалы. Наиболее важное значение имело конкретное содержание сезонов, что, как явствует из этноисторических материалов, характерно для обществ охотников, рыболовов, скотоводов.


Впервые опубликовано: Потемкина, Т. М. Календарно-обрядовая практика населения Зауралья в III тысячелетии до н. э / Т. М. Потемкина // Археоастрономия: проблемы становления : тезисы докладов международной конференции. Москва, 15–18 октября 1996 г. – Москва, 1996. – С. 115–119.