Т. М. Потемкина, Москва, ИА РАН,

В. А. Юревич, Звенигород, ЗИА и ХМ

Первые древние обсерватории появились примерно 4000 лет назад. Хорошо исследованные древние обсерватории Британских островов показывают уже достаточно высокий уровень развития астрономии, знание направлений на основные астрономические точки на горизонте, связанные с Солнцем и Луной. Не так давно исследованы археологические памятники на территории России, убедительно показавшие, что обитатели нашей страны, жившие примерно в то же время, знали астрономию не хуже. Один из них – святилище Савин на реке Тобол в Зауралье, в Курганской области, 55.4 с. ш. По археологическим материалам оно датируется 2500–2000 гг. до н. э. 

Святилище расположено в широкой пойме реки на возвышении длиной 350 м и шириной 60 м, занимающем господствующее положение на местности. На вскрытой раскопками площадке в 1100 кв. м. обнаружены два примыкающих друг к другу круга с внутренним диаметром 14 и 16 м, очерченные рвами шириной до полутора метров и глубиной до 0.8 м. В первом круге с восточной и западной стороны имелись коридорообразные входы. Во втором круге был только один проход с северо-восточной стороны. В плане сооружение напоминает восьмерку, причем общая часть рва ориентирована приблизительно в направлении восхода Солнца в день летнего солнцестояния (рисунок 1). 

1 – очертания канав и ям на глубине 100 см; 2 – нечеткие очертания; 3 – углистый слой с углями; 4 – прокаленный слой;
5 – ямы, заполненные костями; 6 – скопления костей на уровне древнего горизонта и в канавах; 7 – пятна охры;
8 – развал сосуда; 9 – скопление керамики; 10 – яма с черепами взрослого и ребенка; 11 – Солнце; 12 – Луна;
13 – восход; 14 – заход
Рисунок 1 – План святилища Савин

В центре первого круга находится углубление прямоугольной формы 6 х 7,5 м, вдоль его внутреннего края проходит подковообразная открытая на север канава, заполненная костями животных, среди которых встречаются керамические и каменные изделия. В центре второго круга также имеется углубление в виде утоптанной углистой площадки. Во рвах, вокруг кругов и в их центрах находятся ямы, в основном столбовые, до 100 штук, а также ямы с кострищами внутри. 

Большая часть столбов могла иметь чисто ритуальное значение. Например можно предположить, по аналогии с еще совсем недавними обычаями аборигенов Западной Сибири, что на них подвешивали шкуры жертвенных животных с головами и костями ног. Однако некоторые указывают важные астрономические направления. 

В южной части центральной площадки первого круга когда-то стоял толстый столб. И точно на север от него во рву стоял другой такой же столб. Таким образом, здесь имеются два четко определенных астрономических направления: восток – запад коридором, и север – юг парой столбов. 

Столбы северной части круга расположены более-менее симметрично по отношению к среднему полуденному, четыре справа и два слева. Возможно, что столбы во рву фиксировали положение тени центрального в течение некоторого времени, близкого к полудню (вариант солнечных часов). Площадка настоящих солнечных часов должна быть наклонена к центральному столбу. Поэтому часы Савина делят время на разные интервалы в разные дни года. В дни равноденствий тень смещалась от одного столба к другому за 34 ± 3,5 мин, в день летнего солнцестояния за 25 ± 3 мин. Не так плохо, принимая во внимание точность определения мест столбов после перерыва в 4000 лет. 

С таким устройством легко определить полдень, когда длина тени минимальна. Но древние обитатели Савина хотели заранее знать сколько времени остается до этого момента, видимо важного для них в ритуальном плане, и расставили для этого столбы-метки. Можно предположить, что церемониал празднества был разработан детально, и должен был соблюдаться точно, для чего и был нужен этот механизм деления времени на части. 

Обычным для археоастрономических памятников является выделение направлений на точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний. Они найдены только во втором круге, который по археологическим данным был построен несколько позже. Этот круг отличается от первого меньшим числом столбовых ям, но зато гораздо большим числом прочих археологических примет: ям, сплошь заполненных костями животных, скоплениями фрагментов керамики, раздавленными сосудами, находками каменных орудий труда, кострищами и т. п. При этом восточная и северная части круга заметно богаче этими объектами. 

Вблизи центра круга нашлась точка, ничем не отмеченная, но если смотреть от нее, в направлениях солнцестояний имеются четыре однородных метки, четыре толстых столба за пределами круга, причем заход Солнца в летнем солнцестоянии отмечен уже известным средним столбом во рву первого круга. Направления рассчитаны на феномен появления на горизонте верхнего края солнечного диска в 2000 г. до н. э. Отмечены также направления на восток и на запад, т. е. на восход и заход Солнца в дни равноденствий. 

Каждому из шести солнечных направлений сопутствуют многочисленные археологические особенности во рву. Особо отметим, что в направлении на заход Солнца зимой во рву обнаружено тройное погребение. Похоронены двое пожилых мужчин и одна девушка. 

В святилище собрано около 4000 костей, принадлежавших 160 особям лошади, 72 косулям, 25 лосям, 9 кабанам. В скоплениях северного и восточного секторов найдены кости всех видов животных, в ямах западного и юго-восточного секторов преобладают кости лося и косули. Это, в общем, соответствует сезонам охоты на разные виды животных. Их кости складывали в направлениях восходов и заходов Солнца в дни жертвоприношений. 

Явное превосходство лошадей по числу особей, возможно, указывает на начало процесса ее одомашнивания в этом районе. Известно, что первоначальный процесс одомашнивания лошади начался по соседству, в районе Южного Урала и Северного Казахстана в IV-III тыс. до н. э. 

Разумеется, столь необычный характер меток, отмечающих астрономические направления, говорит о том, что второй круг, как и первый, Савина являлся не только солнечной обсерваторией, но и святилищем. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что носители местных культур энеолитического периода знали солнечные направления и, возможно, имели солнечный календарь. В своих культовых центрах они использовали солнечную ориентацию. 

Теперь обратимся к Луне. Прежде всего, отметим, что Луна дает человеку удобный эталон для счета времени – период смены фаз, лунный месяц. Продолжительность его – 29,53 дня. Древнейшие археологические свидетельства счета времени по Луне имеют возраст в десятки тысяч лет. Одно изделие такого типа найдено при раскопках святилища Савин. Это удлиненная пластина, 14 см, обломанная с одного конца. Овальными выступами она разделена на 3 секции. На шлифованной поверхности секций нанесен орнамент из 7 крестиков в каждой. Есть основания предполагать существование четвертой секции на обломанном конце. В третьей секции орнамент начинается со знака другой формы, в виде двух смыкающихся линий. Пластину можно интерпретировать, как изображение дней лунного месяца, начинающегося с первого появления лунного серпа, а выделенный 15-й знак относится к полнолунию (см. рисунок 1 к статье Т. М. Потемкиной «Календарно-обрядовая практика населения Зауралья в III тысячелетии до н. э.» в настоящем сборнике). 

Горизонтная астрономия имеет 8 особых точек, связанных с Луной. Это направления ее восходов и заходов в дни высокой и низкой Луны. В этом отношении интересна широкая дуга столбовых ям, окружающая второй круг с юга. Условным центром его можно считать столбовую яму в северной части круга, расположенную между центром и рвом. По крайней мере расстояния от нее до самых толстых столбов дуги примерно одинаковы, около 20 метров. Направления от данной ямы на три самых заметных столба на юго-востоке хорошо совпали с тремя астрономическими направлениями: восход высокой Луны, восход Солнца в зимнем солнцестоянии, восход низкой Луны. Лунные азимуты рассчитаны для центра лунного диска. Отмечены и направления юго-запада. Тут столбы потоньше и один стоит в самом рву, но в целом картина убедительна. Северные направления, видимо, находятся на неисследованной части памятника. Пока что можно отметить направление на тот же полуденный столб первого круга, уже третий раз встречающийся в этом раскладе и указывающий направление захода низкой Луны. 

Итак, со значительной долей вероятности можно утверждать, что основные солнечные и лунные направления были хорошо известны строителям Савина. Святилище Савин служило пунктом наблюдения за астрономическими явлениями, причем, в течение длительного времени. Довольно значительное количество накопленной астрономической информации могло передаваться от поколения к поколению. Это подтверждается фактом наличия трех астрономических смысловых центров, по-видимому, отражающих три этапа строительства и использования Савина. Можно предположить, что систематические наблюдения за восходами и кульминацией Солнца в первом круге привели к знанию годичных перемещений точек его восходов и заходов на горизонте. Тогда был построен второй круг, в котором были отмечены все направления. Систематические наблюдения всех солнечных явлений и сопутствующие им наблюдения Луны помогли заметить, что и в лунных явлениях есть система. Тогда был выбран отдельный пункт для лунных наблюдений, и с него были отмечены лунные направления. 

В километре от Савина обнаружено еще одно святилище с круговой архитектурой, раскопки которого только начаты. Севернее Тюмени раскопано святилище III тыс. до н. э., Велижаны 2, в основном повторяющее картину Савина. В Велижанах 2 выявлены столбовые ямы, ориентированные на точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний. 

Еще в 30-х годах было раскопано культовое место на Горбуновском торфянике на Урале, близкое Савину по культурной принадлежности и времени. Торф помог сохранить столбы этого святилища. Некоторые из них были выполнены в виде примитивных человекоподобных идолов, либо на них были вырезаны личины и разные знаки-символы. 

Аналогичная картина могла быть и на святилище Савин. Подтверждением тому может служить троекратное использование полуденного столба первого круга. Видимо, он использовался на последующих этапах не для экономии усилий по возведению столбов, а потому, что там было место особо почитаемого идола. Сходство зауральских и европейских святилищ с круговой архитектурой и астрономическими ориентирами говорит о близком уровне духовной культуры людей, достаточно удаленных территориально, но находящихся примерно на одном уровне развития в особо важный период человечества – становления производящего хозяйства. Эти памятники указывают на обожествление светил, на появление космогонических моделей строения мира и культа природных сил.


Впервые опубликовано: Потемкина, Т. М. Древнейшая «астрономическая обсерватория» на территории России / Т. М. Потемкина, В. А. Юревич // Археоастрономия: проблемы становления : тезисы докладов международной конференции. Москва, 15-18 октября 1996 г. – Москва, 1996. – С. 109–115.