- О факторах, предшествующих сложению памятников типа Аркаим в Урало-Западносибирском регионе
- Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья (по материалам раскопок святилища Савин)
Т. М. Потемкина, г. Москва
1 В лесостепном Зауралье (в 50 км севернее г. Кургана) исследовано святилище-обсерватория эпохи энеолита Савин (раскопки М. П. Вохменцева, Т. М. Потемкиной, 1982–1985 гг.), аналоги которому ранее не были известны среди археологических памятников Поволжско-Урало-Сибирского региона. На сегодня – это один из наиболее ранних известных памятников этого типа на территории России. Его значение для изучения духовной культуры древнего общества региона трудно переоценить. Для реконструкции архитектурно-конструктивных особенностей и практических функций памятника, тесно связанных как с мировоззренческими представлениями, так хозяйственной и социальной структурой общества, недостаточно только археологических методов исследования, основанных на традиционных исторических понятиях. Необходимо привлечение данных ряда естественных и точных наук, прежде всего самой молодой и малоизвестной из них – археоастрономии, что представляет немалые трудности в интерпретации подобного рода памятников.
2 Святилище расположено в районе широкой поймы р. Тобол, на береговом останце (350 х 50–60 м), окруженном заболоченной старицей и занимающем господствующее положение на местности. Исследованное сооружение (площадь раскопа 1104 кв. м) состоит из двух соединенных кругов, в плане напоминает восьмеркообразную фигуру. Круги, с внутренним диаметром 14–16 м, образованы рвами, внутрь первого круга с восточной и западной стороны ведут проходы, оформленные входными коридорами; во второй круг – проход только с восточной стороны в виде разрыва во рву. В центре 1-го круга находится углубление прямоугольной формы (7,5 х 6 х 0,4-0,6 м) с четырьмя столбовыми ямами, занимающими центральное положение в круге. В центральной части 2-го круга – утоптанная иглистая площадка с тремя столбовыми ямами в центре (План см.: T. М. Потемкина, В. Т. Ковалева, 1993, СА № 1, с. 251, рис. 1).
По дну кольцевых рвов и вокруг них с внешней стороны расположены ямы, в основном – столбовые, и кострища. В заполнении и у края многих ям в канавах и в центре кругов – скопления костей животных, керамики, орудий. В южной половине 1-го круга и в канаве 2-го найдены следы человеческих захоронений. Памятник датируется серединой – 2-й половиной III тыс. до н. э.; относится к сосновоостровскому типу зауральского энеолита. В комплексе присутствуют сосуды, сходные с липчинскими, шапкульскими, суртандинскими.
3 При реконструкции святилища Савин привлечены некоторые данные астрономии, в частности ее разделы, связанные с ориентацией светил солнца и луны для географической широты расположения памятника (ок. 56° с. ш.). Конструктивные особенности святилища отражают два способа ориентирования светил при его постройке (Т. М. Потемкина, М. Г. Гусаков, 1987). В 1 круге I центральный столб находится в центральном углублении; от него на равном расстоянии (8 м) по северной половине круга (во рву) расположены 15 столбовых ям. Одинаковое расстояние между ямами позволяет думать, что установка их была связана с фиксацией изменения в положении луны после захода солнца, от молодого месяца до фазы полнолуния. Пять столбовых ям в юго-восточной части круга 1 являлись дополнительными метами при определении закатов «высокой» луны (ВЛ) и полуденной линии, определяющей направление север-юг. В 1 круге 2 маркировочные меты (18) поставлены между светилом и центральным столбом, определяя положение луны от новолуния до полнолуния. Эти данные свидетельствуют о применении на святилище способа измерения времени, основанного на изменениях фаз луны (лунный календарь был самой ранней формой отсчета времени). Создатели святилища с завидной точностью могли определять время не только в течение месяца, суток, но и смену сезонов в течение года, на что указывают зафиксированные точки сезонных восходов и заходов солнца.
4 Корреляция столбовых ям и кострищ, фиксирующих основные точки восхода и захода луны и солнца в различные сезоны года, с распределением археологических находок на площади святилища с учетом различных показателей (количественного и видового состава, характера и соотношения остеологических остатков, культурной, количественной, типологической, технологической, функциональной характеристики орудий и керамики) позволяет подойти к вопросу интерпретации памятника. Ограничимся в основном примером анализа остеологических материалов.
На площади основного раскопа обнаружено 3880 костей от 290 особей, подавляющая часть которых (3806 костей от 268 особей) сосредоточена в скоплениях кольцевых рвов и центре кругов. Последние по видовому составу (определение В. П. Данильченко) распределяются следующим образом (в числителе количество костей, в знаменателе – минимальное количество особей); лошадь – 3057/160 (80/60 %), косуля – 606/72 (16/27 %), лось – 128/28 (3/9 %), кабан – 15/9 (0,5/1 %), медведь – 1/1, волк – 1/1,
Различные виды животных представлены неравномерно не только по количественному составу костей и особей, но и по составу элементов скелета, их соотношению, состоянию, планиграфическому распределению. Лошадь и косуля – как всеми элементами скелета (70 % всех особей лошади и 54 % – косули) преимущественно в расколотом виде, в самых мощных скоплениях, так исключительно только фрагментами черепа и нижней частью конечностей; лось, за исключением одного случая, – фрагментами черепа и нижней частью конечностей; кабан – нижними челюстями и отдельными зубами; медведь и волк – единичными зубами. Кости всех видов животных концентрируются в скоплениях различной мощности (крупных, средних и малых), в разном количественном соотношении (по костям и особям). Отмечаются и специфические особенности в местонахождении костей отдельных видов.
5 Относительно положения светил скопления костей распределяются следующим образом. Самые мощные, где представлены кости всех имеющихся видов, находятся: в центральном углублении 1-го круга (1445/77); вокруг ям в канаве у выхода 1-го круга, ориентированных строго на восход солнца (90°) в день весеннего и осеннего равноденствия 21 марта и 23 сентября (1043/51); в секторе 2-го круга между 30° с. ш. (восход ВЛ) и 50° с. ш. (восход солнца) летом (412/24). В этих скоплениях сосредоточено 62 (50 %) особей лошади, 39 (54 %) – косули, 7 (28 %) – лося, 4 (44 %) – кабана, все медведя и волка, представленных в святилище; кости залегают на мощном углистом слое с пятнами прокала, углей, иногда – охры.
Скопления костей средней мощности включают только фрагменты черепа и конечностей основных видов животных, находятся в ямах, ориентированных на заход солнца (270°), ВЛ (283°) и восход «низкой» луны (НЛ) (101°) в день весеннего и осеннего равноденствия.
В каждом скоплении присутствуют кости от 2–5 особей лошади, 1–3 – косули, 1-2 – лося, 2-х – кабана, что составляет 13 % всех особей лошади, 11 % – косули, 24 % – лося и 44 % – кабана.
К числу специфических особенностей относятся: скопления фрагментов черепа и конечностей только одной особи лошади в верхних заполнениях столбовых ям, расположенных по кругу в канавах (19 случаев) и центре 2-го круга; преобладание костей косули по сравнению с другими видами у столбовых ям, ориентированных на юг (180°) по полуденной линии и восход солнца зимой (135°) (20 % всех особей); сосредоточение костей лося у столбовых ям в южной и восточной части 2-го круга, ориентированных на восход (135°) и заход (225°) солнца зимой, на восход ВЛ (76°) и НЛ (101°) в период весенне-осеннего равноденствия (7 случаев, 44 % особей). Во всех скоплениях встречаются кости молодых и старых особей лошади (от 1 до 16 лет), но преобладают особи до 5 лет (41 из 69 поддающихся определению). Лошадь крупная. Косуля (16 случаев) и лось (5) представлены только взрослыми особями.
6 В трех отмеченных крупных скоплениях костей, и в первую очередь в центральном углублении, обнаружена подавляющая часть находок, в том числе наиболее выразительных: развалы сосудов, костяной гарпун с насечками, орудия из камня – наконечники стрел, копий, скребки, ножи, скобели, топоры, тесла, долото; изделия из глины и др. В средних скоплениях находок меньше, но всегда наряду с керамикой присутствует постоянный набор предметов – скребки, ножи, скобели, наконечники стрел, отходы кремневой индустрии.
7 Приведенные выше наблюдения свидетельствуют о связи основных церемоний с массовой охотой на лошадь и косулю. Основываясь на годичных биологических ритмах этих животных, время наиболее интенсивной охоты следует предполагать в июле-сентябре: в июле-августе происходит гон у лошади и косули, когда они менее всего заботятся об опасности; подрастает и крепнет молодняк; широкая травообильная пойма с многочисленными старичными озерами становится прекрасным местом для пастбищ и водопоя, привлекая животных, в то же время являясь наиболее подходящими условиями для устройства загонов. Охота, вероятнее всего, совершалась ночью на рассвете, когда животные, спасаясь от жары, гнуса и хищников, ведут активный образ жизни.
Место для святилища было выбрано поблизости от охотничьих угодий. С восходом солнца после удачной охоты приносились жертвы у столбов, дающих ориентир на восход солнца в это время года. (Возможно, это были идолы, изображающие конкретное Божество — по аналогии с синхронным горбуновским и др.). Туши разделывались, готовились и поедались здесь же. Особо почитаемым местом, где совершался обряд приобщения к пище, следует предполагать центральное сооружение 1-го круга.
У столбов (идолов), фиксирующих точки захода солнца и восхода луны (покровительницы ночи), совершались церемонии и приносились в жертву головы и нижние конечности животных, возможно вместе со шкурами, выступающих в данном случае в качестве символов удачной предстоящей охоты на заре, о чем свидетельствуют средние скопления находок. Столбы с черепами и конечностями единичных особей лошади могут рассматриваться в качестве носителей ритуальной символики основного животного, занимающего ведущее место в охотничьей практике коллектива, и одновременно маркирующих положение луны в различных фазах.
Особенности нахождения костных остатков лося и косули объясняются спецификой их поведенческой ситуации. Охота на лося наиболее продуктивна в сентябре-ноябре (во время гона) и зимой (загонная по снегу); наличие только черепа и конечностей, видимо, связано с удаленностью места охоты от святилища (лесные участки). Охота на косулю удобна не только в июле-сентябре, но и в осенне-весеннее время, когда она совершает регулярные кочевки. Кости кабана, медведя, волка, вероятнее всего, являются только символами, оберегами, тотемными знаками, приносимыми божествам в наиболее ответственные периоды жизни охотничьих коллективов.
Скопление костей у столбов, ориентированных на юг по полуденной линии – высшую кульминационную точку расположения солнца во все времена года, возможно увязывать с другими церемониями, совершаемыми днем – в связи с рождением, браками, похоронами, поминками, инициациями и т. п.
8 Место для святилища выбрано с учетом охоты и как место для календаря; выполняло функции, связанные главным образом с охотничьими обрядами. Охота на каждый вид животных была связана с определенным временем года и находилась в прямой зависимости от их биологических ритмов. Особое значение календарь имел в связи с охотой на лошадь и ее приручением, что подтверждается рядом данных (В. П. Данильченко, Ш. Бёкени). Имели место и другие церемонии, относящиеся к различным сторонам жизни общества. В этой ситуации следует предполагать, что ритуальные действия строго регламентировались лицами, устанавливающими время и процесс их совершения по ориентации на светила. Материалы святилища еще раз подтверждают существование сложного комплекса связей между духовной культурой и природной средой, хозяйственной деятельностью, социальной структурой.
Размеры святилища больше говорят о родовом культовом месте. Присутствие различной в культурном отношении керамики – результат контактов. Святилище представляло собой законченную конструкцию, рассчитанную на определение положения светил в течение года. Оба круга, видимо, функционировали одновременно и предназначались для различных церемоний: 1-й круг был связан о ритуальными действиями во время массовой охоты, 2-ой – с другими церемониями в обществе. Но 1-й круг был сооружен раньше и какое-то время функционировал самостоятельно.
9 Исследование в последние годы в Зауралье еще одного круглого святилища эпохи энеолита (Велижаны 2 под Тюменью, раскопки Л. А. Дрябиной) предполагает в ближайшее время открытие в Урало-Сибирском регионе новых памятников этого типа, которые при общей планировке и функциональном назначении будут иметь свою специфику, в зависимости от природно-географических условий и уровня развития.
Данные памятники имеют аналоги среди круглых святилищ Европы эпохи неолита – энеолита, особенно ранних хенджей и рондел, датируемых в пределах III тыс. до н. э. И хотя европейские памятники отличаются более внушительными размерами и более сложной системой счета, сходство с зауральскими по наиболее значимым признакам свидетельствует о близком уровне духовной культуры.
Календарная и культово-обрядовая система, зародившаяся в Зауралье на базе святилищ типа Савин, в дальнейшем с появлением и развитием производящего хозяйства, металлообработки, усложнением иерархической структуры общества и мировоззренческих представлений претерпевает изменения, во многом абстрагируется, но сохраняет главное – «круглую планировку, ориентацию основных объектов на положение светил и связь с ними ведущих церемоний, которые регулируют жизнь общества. В эпоху ранней бронзы – это памятники типа Ташково 2, ЮАО – ХIII и др., которые, на наш взгляд, не являлись стационарными поселками, а строились целенаправленно и функционировали как церемониальные и в определенной степени административные центры, где ведущую роль играли ритуалы социальной направленности (место собраний родовой и племенной знати, заключения брачных союзов, проведения инициаций и т. п.), чему не противоречат и выводы автора раскопок (В. Т. Ковалева, 1993). В эпоху средней бронзы эти традиции нашли продолжение в памятниках типа Аркаима, но в более масштабных и многофункциональных, соответствующих новому историко-культурному уровню. Отмеченные мировоззренческие представления о вселенной и месте человека в ней связаны с традициями индо-европейской языковой общности на широкой территории лесостепи от Западной Европы до Зауралья.
Впервые опубликовано: Потемкина, Т. М. Святилище-«обсерватория» – новый тип памятника эпохи энеолита в Зауралье / Т. М. Потемкина // Научный семинар по теме: «Проблемы изучения духовной культуры древних обществ». 12–16 апреля 1994 г. : тезисы докладов. – Екатеринбург, 1994. – С. 85–90.