Т. М. Потемкина

Успешное решение многих вопросов, связанных с реконструкцией мировоззренческих представлений, находится на стыке гуманитарных (археология, этнология, древняя философия, мифология и др.) и естественных (астрономия, антропология, остеология и др.) дисциплин. 

Роль археологии в научной разработке религиозно-культовых проблем особенно возросла с открытием нового типа памятников – святилищ с астрономической ориентацией, так называемых археоастрономических объектов. Материалы подобного типа памятников, учитывая известную консервативность традиций в области идеологии, позволяют рассматривать и такие вопросы как истоки появления жречества, преемственность между религиозными представлениями носителей первобытных культур и верованиями позднейших этнических групп. 

Одним из наиболее древних исследованных святилищ с астрономическими ориентирами является Савин эпохи энеолита (середина – вторая пол. III тыс. до н. э.) на р. Тобол в Курганской области (55,4° с. ш.). Святилище расположено в широкой пойме реки на береговом останце длиной 350 м, шириной 60 м, окруженном заболоченной старицей и занимающем господствующее положение на местности. Сооружение представляет собой два примыкающих друг к другу круга, образованных рвами, с внутренним диаметром 14 м и 16 м. Во рвах, вокруг кругов и в их центрах находится более 100 ям, в основном столбовых, а также со следами кострищ (Потемкина, 1994). 

Многие из столбов указывают наиболее значимые астрономические направления: восток-запад, север-юг и др. Шесть столбов северной части первого круга расположены симметрично по отношению к среднему полуденному. На основе произведенных расчетов выдвинуто предположение, что они могли фиксировать положение тени центрального столба в течение некоторого времени, близкого к полудню (некоторый вариант солнечных часов), которые делили время на разные интервалы в разные дни года (В. А. Юревич). Видимо, это было связано с расчетом времени, к которому были приурочены определенные ритуалы. 

Наиболее четко фиксируются шесть солнечных направлений, связанных с восходами и заходами солнца в дни равноденствий и солнцестояний и отмеченных наиболее мощными столбами. С каждым из этих направлений связана концентрация костей животных, в большей части черепа и конечностей, а также многочисленные орудия из камня (наконечники стрел, копий, топоры, долота, скребки, ножи и т. д.), кости, глины. Часть столбов могла иметь чисто ритуальное значение (подвешивание шкур животных с головами и конечностями). Всего обнаружено около четырех тысяч костей, принадлежащих 160 особям лошади, 72 косули, 25 лося, 9 кабана. При этом в скоплениях северных и восточных секторов находятся кости всех видов животных, а у столбовых ям западных и юго-восточных секторов преобладают кости косули и лося, что соответствует сезонам охоты на разные виды животных. Преобладание костей лошади и некоторые их особенности вероятно свидетельствуют о начале процесса ее одомашнивания (Ш. Бьокони). 

В направлении на заход Солнца зимой во рву расположено тройное захоронение (двух пожилых мужчин и молодой девушки) в нетрадиционных для погребений позах. 

Использование солнечных направлений в культовых целях дает возможность предполагать наличие у населения эпохи энеолита лесостепного и южнолесного Зауралья культа Солнца и солнечного календаря. 

Имеются также данные свидетельствующие о счете времени по Луне – лунный календарь (костяная пластина, разделенная на четыре секции, на шлифованной поверхности которых нанесен орнамент из семи крестиков в каждой); глиняные модели половины (фазы) Луны, сложенные попарно в пятнах охры рядом со скоплениями костей животных; сосуд с орнаментом, символизирующим модель святилища. Присутствуют и столбы, ориентированные на восходы и заходы высокой и низкой Луны в зимнем солнцестоянии. Лунные азимуты рассчитаны для центра лунного диска (В. А. Юревич).

Следовательно, основные солнечные и лунные направления были хорошо известны строителям Савина, что наряду с круговой планировкой предполагает обожествление светил, появление космогонических моделей строения мира, культа природных сил, солнечно-лунного календаря. Святилище служило пунктом наблюдения за астрономическими явлениями в течение длительного времени. Накопленная информация передавалась от поколения к поколению. 

В сложившейся ситуации следует предполагать, что все ритуальные действия строго регламентировались лицами, устанавливающими время и процесс их совершения по ориентации на светила. Ими могли быть как родовые вожди или старейшие члены общины, так и специальные люди – жрецы, которые являлись носителями всех накопившихся знаний о природных и биологических циклах, мировоззренческих представлениях, охотничьем опыте. Эти люди знали все отмеченные на святилище солярно-лунные направления и могли предвидеть астрономические явления в этих направлениях, т. е. рассчитывать календарь и планировать ритуалы. Все это, несомненно, способствовало росту их авторитета и социального статуса. Экономической основой для возникновения социального расслоения и преимущественного отправления культовых функций определенными лицами, вероятнее всего, был начавшийся процесс доместикации лошади. 

Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что в лесостепном Зауралье жречество как общественная группа, занимающаяся отправлением культов, появилось в энеолите и получило дальнейшее развитие в последующие эпохи. Это не исключает широкого бытования древнейших форм первобытной религии – тотемизма, промыслового культа и др. – особенно в районах, находившихся вдали от водных магистралей. Тем самым время появления жречества (шаманизма?) в рассматриваемом регионе удревняется на 1–1,5 тысячи лет по сравнению с предполагаемым ранее [5, с. 22]. Получены также материалы, позволяющие утверждать генетическую связь древних культов и ритуалов с более поздними верованиями этноса Обь-Иртышья, вплоть до этнографической современности. 

Базой для формирования в лесостепном-южнолесном Зауралье в эпоху энеолита жречества послужило слияние традиционно лесного пласта верований угорского населения и религиозных представлений степных индоиранских групп в лице скотоводов-ямников Приуралья и Южного Урала, проникновение которых четко фиксируется археологическими материалами [2, с. 150–157]. Наличие жреческого сословия в ямном обществе, несомненно более развитого в социальном, хозяйственном и общественном отношениях, подтверждается рядом погребений со специфическими элементами погребального обряда и инвентаря, классифицируемых как принадлежащие жрецам [1, с. 9-10]. 

Влияние ямников, как носителей традиций индоиранского этнического массива, прослеживается не только по археологическим данным: облик керамики и вещественного материала; присутствие астральной символики в орнаментации сосудов; обрядовая практика принесения в жертву черепа и конечностей животных вместе со шкурами и др., представляющая собой ранние формы, известные в более позднее время у индоиранских племен на данной территории – у андроновцев, савромато-сарматского населения – и позже распространившаяся на широкой территории Западной Сибири и Алтая, в том числе и у угорского населения Приобья. Подтверждением высказанного тезиса служат и данные антропологии (два черепа из ритуального погребения во рву – мужской и женский – принадлежали к южно-европеоидным формам восточно-средиземноморского расового типа, второй мужской череп имел ярко выраженные монголоидные черты – определения Г. Н. Рыкушиной), этнографии (присутствие в обско-угорском календаре названий месяцев, близких названиям в календарях народов Поволжья и Прикамья [4, с. 209], а также лингвистики, топонимики, фольклора. 

В данном случае прослеживается явная закономерность: более раннее возникновение производящего хозяйства в степных районах (скотоводства) влекло за собой и более тщательное наблюдение за небесными светилами, что создавало базу для предфилософских построений, основными носителями которых были жрецы. В урало-сибирско-казахстанском регионе накопилось достаточно археологических свидетельств, выявляющих корни коневодства в энеолите (Ботай, Савин, терсекские комплексы и др.). 

Таким образом, святилища, подобные Савину, были не просто местом совершения жертвоприношений и обрядов, а своеобразными центрами, организующими жизнь общества в соответствии с окружающей природной средой и уровнем социально-экономического развития, выполняя определенные управленческие, религиозные, хозяйственные и сплачивающие функции. Данные принципы функционирования святилищ с астрономической ориентацией получили свое дальнейшее развитие в последующие эпохи. Наиболее яркие примеры тому – городище Аркаим в эпоху бронзы, курган Аржан в раннем железном веке и др. Видимо, это признак проявления единого пласта мировоззрения и его наиболее значимых атрибутов, свидетельствующих о длительном сохранении культовых традиций. Одновременно эти центры способствовали консолидации родовых организаций, выделению и укреплению не только административной и военной, но и жреческой знати.


Список литературы 

1 Моргунова, Н. Л. К вопросу об общественном устройстве древнеямной культуры (по материалам степного Приуралья) / Н. Л. Моргунова // Древняя история Волго-Уральских степей. – Оренбург, 1992. 

2 Потемкина, Т. М. Бронзовый век лесостепного Притоболья / Т. М. Потемкина . – Москва, 1985. 

3 Потемкина, Т. М. Святилище-обсерватория – новый тип памятника эпохи энеолита в Зауралье / Т. М. Потемкина // Научный семинар по теме: «Проблемы изучения духовной культуры древних обществ» : тез. докл. – Екатеринбург, 1994. 

4 Симченко, Ю. Б. Календари народов Сибири / Ю. Б. Симченко, А. В. Смоляк, З. П. Соколова // Календарь в культуре народов мира. – Москва, 1993. 

5 Славнин, В. Д. Некоторые аспекты развития ранних форм религии в лесном Приобье в эпоху металла (к постановке проблемы) / В. Д. Славнин // Этнокультурная история населения Западной Сибири. – Томск, 1978.


Впервые опубликовано: Потемкина, Т. М. Археоастрономические объекты как один из источников изучения генезиса жречества / Т. М. Потемкина // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху : материалы международной конференции. – Санкт-Петербург, 1996. – С. 20–24.